Skip to main content

7 октября 2016 г. в Харьковском национальном университете имени В. Н. Каразина состоялась успешная защита диссертации на соискание степени кандидата исторических наук члена АИК Екатерины Еремеевой. Тема диссертации – «Политический юмор Советской Украины в

Posted in

7 октября 2016 г. в Харьковском национальном университете имени В. Н. Каразина состоялась успешная защита диссертации на соискание степени кандидата исторических наук члена АИК Екатерины Еремеевой. Тема диссертации – «Политический юмор Советской Украины в 1941-1991 гг.»
Аннотация:
В диссертации исследуется функционирование политического юмора в социокультурной среде Советской Украины на примере журнала «Перец». Рассматривается история становления журнала, Показано, что с помощью «Перца» представители власти пытались осуществлять социальный контроль, устанавливать нормативность поведения, концептуализировать политические темы в повседневности. Представители власти и редколлегия «Перца» рассматривали его как «оружие партии» в борьбе с отдельными недостатками общественной жизни. Поэтому авторы «Перца» пытались создать образ журнала как социально значимого издания. При этом официальный юмор конкурировал с неофициальным, в связи с чем создатели «Перца» пытались балансировать между необходимостью создавать острый юмор и не перейти границу между критикой «перегибов на местах» и системы в целом.
В работе анализируется специфика политико-идеологического контроля за журналом «Перец», определяются границы личного творчества юмористов, выявлено влияние их личных взглядов на содержание журнала. Показано, что юмористический формат «Перца» обуславливал определенную специфику взаимоотношений работников журнала с представителями власти и органами цензуры. Эта специфика заключалась в том, что с одной стороны, юмор «Перца» в определенной мере скрывал от читателей пропагандистскую направленность издания, с другой стороны – отвлекал работников цензуры от критичности «Перца» в отношении советской повседневности и представителей власти. При этом в период усиления политико-идеологического контроля времён позднего сталинизма именно иносказательность юмора привлекала к «Перцу» особо пристальное внимание цензоров.
Проанализирована специфика выполнения властных директив на уровне отдельного издания. Сделан вывод, что иногда реализация заданий партии редакцией «Перца» отличалась от изначального идеологического посыла. Возможными причинами этого явления были поливариантность интерпретаций директив юмористическим изданием, формализм, личные взгляды создателей журнала.
В диссертации анализируется роль и соотношение визуальной и нарративной информации в «Перце». Установлено, что для достижения социальной значимости журнала, а также изображения критикуемых недостатков как локальных, создатели журнала предпочитали подробные фактографические тексты. Символические карикатуры в основном использовали для создания стереотипных образов «Своих» и «Чужих».
На основе качественного и количественного анализа текстов и карикатур журнала «Перец» рассматриваются главные образы и тематики журнала. Определено, что советские граждане наиболее часто выступали как адресаты и адресанты критики «Перца». Однако наиболее критично авторы журнала относились к представителям советской власти (особенно низового уровня). Лишь высшая номенклатура общесоюзного уровня до конца 1980-х гг. не критиковалась. При этом авторы «Перца» пытались избегать изображения конфронтации между представителями власти и народа, создавая образ народовластия. Однако в конце 1980-х гг. противостояние между простыми гражданами и номенклатурой начало изображаться открыто.
Показано, что авторы «Перца» считали более важным критиковать отдельные недостатки советской повседневности, нежели высмеивать внешних врагов. Прослежено усиление негативации юмористического дискурса на протяжение советского периода. Отдельные недостатки советского общества все больше изображались как системный кризис. Советские граждане всё больше изображались не как труженики, а как потребители. В конце 1980-х гг. жизнь в капиталистических странах стала изображаться лучшей, нежели в СССР.
Проанализировано эмоциональное наполнение журнала. Показано, что на протяжении 1940-1950-х гг. посредством «Перца» происходило установление позитивного эмоционального режима. Начиная с периода застоя актуализация базового идеологического мифа происходила в основном в контексте советских праздников, то есть происходит на разрыв сакрального (идеологии) и профанного (повседневности).
Прослежена специфика распространения текстов и карикатур журнала «Перец», выявлены особенности их восприятия советскими гражданами. Установлено, что журнал был предметом читательского интереса и пользовался высоким спросом. Читатели «Перца» видели его скорее развлекательным изданием, а не воспитательным, как того хотели представители власти. Поэтому коммуникативной практикой становилось распространение читателями именно небольших смешных текстов из журнала. «Перцу» приходилось выдерживать конкуренцию с неюмористическими изданиями, неофициальным юмором, юмористическими теле- и радиопередачами.
 
Проведен сравнительный анализ официального и неофициального юмористического дискурсов на примере отражения проблем потребления в текстах журнала «Перец» и советских политических анекдотах. Установлено, что между ними происходило взаимовлияние, причем официальный дискурс значительно влиял на неофициальный и становился «донором» тематик, интерпретаций и настроений.